Размножение рыб.
Наши пресноводные рыбы размножаются почти исключительно икрометанием — самки выметывают икру, а самцы оплодотворяют ее молоками. Половая зрелость у большинства рыб наступает на третьим или четвертом году жизни, у снетка — на первом, у щуки — на втором, у угря — не ранее чем на шестом, а иногда и на двадцатом, у белуги — на двенадцатом-пятнадцатом.
Сроки достижения половой зрелости могут меняться в зависимости от условий внешней среды. Например, чудской сиг, акклиматизированный в озере Севан, достигает половой зрелости на два года раньше, чем в родном озере. Карп в средней полосе СССР становится половозрелым на четвертом-пятом году жизни, а на Кавказе — на втором-третьем. В некоторых случаях при неблагоприятных внешних условиях среды у рыб не созревают половые продукты и происходит их перерождение и рассасывание.
Обычно рыбы в течение жизни мечут икру несколько раз, а угорь и дальневосточные лососи один раз, после чего погибают. Значительный процент смертности после икрометания наблюдается у северного и балтийского лососей. Долго живущие рыбы (например, щука и сазан) теряют в старости способность к размножению.
Процесс икрометания, называемый нерестом, происходит у рыб также при определенных условиях среды. Большинство рыб мечет икру весной, лососи, сиги и форели— осенью, а налим — зимой. Нерест каждого вида рыб начинается при определенной температуре воды. Например, налим мечет икру при температуре воды около 0°, сиги 1—3°, лососи 3—8°, окунь 7—8°, плотва около 10°, лещ 12—14°, сазан при температуре воды около 151° и выше.
Продолжительность нереста у различных рыб различна. Лососи, сиги, плотва, окунь, щука выметывают икру в короткие сроки. У сазана, карася, линя, густеры, ерша икра созревает не одновременно, и они мечут ее частями. Такое «порционное» икрометание способствует сохранению вида. Например, при резком похолодании и быстрой убыли воды погибнет не вся икра, а только часть ее. Кроме того, при «порционном» икрометании уменьшается концентрация выклюнувшихся личинок и подрастающая рыбка получает больше пищи.
Места нереста разнообразны. Чаще рыбы выбирают неглубокие, хорошо прогреваемые участки водоемов. Щука и сазан мечут икру на полоях, окунь, лещ, плотва— на прибрежной водной растительности. Некоторые рыбы нерестуют на быстрых, чаще галечных перекатах (форель, хариус, голавль, усач), реже — в толще воды (чехонь) или на больших глубинах (угорь).
Выбор того или иного места нереста у различных рыб не случаен. Это связано со свойствами икринок и образом жизни выклюнувшихся личинок и подрастающих мальков. Например, у жереха, голавля, подуста, нерестующих на быстром течении, икра клейкая, что предохраняет ее от сноса течением. Их личинки боятся света, забиваются под камни и другие укрытия, а это спасает их от врагов. Такую же клейкую икру имеют рыбы, откладывающие ее в тихих заводях на водную растительность. Здесь икра лучше развивается в толще воды, так как, упав на дно, она попадает в неблагоприятные кислородные условия (кислород в таких местах расходуется на гниение растений). Личинки этих рыб имеют на голове железы, выделяющие клейкое вещество, позволяющее им приклеиваться к водным растениям и развиваться в наиболее благоприятных условиях.
Большинство рыб мечет икру вблизи мест своего постоянного обитания (щука, голавль, усач). Некоторые совершают большие нерестовые перемещения, или нерестовые миграции, в поисках благоприятных условий для развития икры и последующей жизни молоди. Наиболее далеко уходят угри — они мечут икру в глубинах Атлантического океана. На сотни, а иногда и тысячи километров поднимаются в реки проходные рыбы — лососи, нельма, осетровые. Полупроходной образ жизни часто ведут лещ, судак, язь, хариус, поднимаясь для нереста на небольшие расстояния в ручьи и реки.
Нерест обычно носит массовый характер; в нем участвует одновременно множество самок и самцов. Массовый нерест наблюдается у леща, язя, окуня. Некоторым рыбам (например, лососю и щуке) свойственно гнездовое размножение, при котором нерестуют одновременно одна самка и несколько самцов. Изредка гнездо состоит только из одной самки и одного самца, как у сомов или крупных сазанов.
В большинстве случаев после икрометания рыбы сразу же покидают нерестилища и не заботятся о дальнейшей судьбе потомства. В этом отношении резко отличаются лососи, которые перед нерестом прогоняют всякую рыбу из района нерестилища. Более того, они откладывают икру в специально вырытые в галечном грунте углубления и прикрывают ее сверху галькой и песком. Заботятся об икре и сомы, причем самец даже охраняет ее вплоть до выклева мальков. Еще дальше идет забота о потомстве у колюшки. Самец колюшки строит из водных растений особое гнездо. Икра откладывается и оплодотворяется в гнезде, а самец, находясь у входа, охраняет икру и выклюнувшихся мальков.
Самки различных рыб выметывают неодинаковое количество икринок. Наибольшее количество (иногда свыше миллиона штук) мечут сазан, судак, налим, наименьшее— лососи и сиги. Высокая плодовитость рыб необходима для сохранения вида, так как в период развития икринки во взрослую рыбу очень большой процент икры и мальков гибнет. Установленный процент промыслового выживания леща колеблется от 0,0006 до 0,014%, т. е. если принять среднюю плодовитость самки леща в возрасте трех лет равной 100000 икринок, то лишь две-три самки доживают до первого нереста.
Развитие икры у рыб с весенним нерестом непродолжительно. Мальки сазана выклевываются через 6—8 дней, язя — через 8—12, щуки — через 14—20 дней. Развитие икры у рыб с осенним или зимним нерестом продолжается 5—6 месяцев, так как иначе личинки и подрастающая молодь не нашли бы себе пищи.
Выклюнувшиеся личинки первое время не могут добывать пищу и питаются за счет веществ, находящихся в желточном пузыре, прикрепленном к их брюшку, но вскоре желточный пузырь рассасывается, и личинка превращается в малька, который переходит на самостоятельное активное питание.
Темпы роста и размеры рыб.
Темпы роста и размеры, которых достигает рыба, в различных водоемах неодинаковы и зависят в основном от гидробиологических условий среды, которые, в свою очередь, связаны с физико-химическими, климатическими и почвенными особенностями водоема. По гидробиологическому режиму водоемы разделяют на три основных типа: малокормные, кормные и некормные.
Малокормные водоемы имеют прозрачную холодную воду с небольшим количеством питательных солей. Реакция воды близка к нейтральной, насыщение кислородом хорошее, дно каменистое или песчаное со слаборазвитой водной растительностью. К этому типу относятся горные озера и реки, многие из озер Карельской АССР и Карельского перешейка.
В кормных водоемах вода менее прозрачна и с достаточным количеством питательных солей. Реакция воды и кислородный режим различные, дно большей частью илисто-песчаное, с хорошо развитой растительностью. К такому типу принадлежит большинство медленно текущих рек и равнинных озер.
Некормные водоемы имеют темную коричневую воду. Реакция в большинстве случаев кислая, насыщение кислородом умеренное, дно чаще всего торфяное, растительность однообразная. К такому типу водоемов принадлежат главным образом небольшие лесные озера северной части СССР.
Каждый вид рыбы избирает определенный тип водоема в соответствии с его особенностями. Форель и сиг предпочитают первый тип озер и именно в них достигают наиболее крупных размеров. Лещ, язь и судак лучше всего растут в кормных водоемах.
В природе существует много водоемов, занимающих промежуточное место между описанными типами, и часто нельзя предугадать темпы роста и предельные размеры водящихся в них рыб. Рыболов же, который начинает ловить в незнакомом водоеме, прежде всего хочет знать, на рыбу какого размера он может рассчитывать. Для этого не требуется детально изучать водоем. Темпы роста можно определить по возрасту первой пойманной в водоеме рыбы.
Например, окунь при нормальной скорости роста должен весить в возрасте двух лет 20 г, трех — 50—60 г, четырех —90—100 г, пяти — 150—200 г и т. д. Если окажется, что исследуемый экземпляр в возрасте пяти лет весит 50 г, значит режим водоема не благоприятен для жизни окуня и самый крупный экземпляр вряд ли будет весить более 150—200 г. Наоборот, если в пятилетнем возрасте окунь имеет вес 200 г, то в данном водоеме можно встретить очень крупных окуней. Высказанные соображения в одинаковой степени справедливы для всех видов рыб.
Возраст рыбы определяется по ее чешуе. С ростом рыбы увеличивается и размер каждой чешуйки за счет появления снизу новых молодых чешуек большого размера, т. е. по мере увеличения возраста рыбы чешуя увеличивается в толщине и состоит как бы из стопки наложенных друг на друга пластинок, из которых верхняя — самая старая и маленькая, а нижняя — самая большая и молодая.
Если рассматривать чешую в лупу с 8—10-кратным увеличением, то можно увидеть ряд концентрических колец, соответствующих краям всех постепенно образовавшихся пластинок .
Но рост рыбы, а вместе с ней и чешуи неравномерен в течение года. Летом рыбы растут быстро, и расстояния между краями появляющихся снизу пластинок наибольшие. Осенью в связи с замедлением роста эти расстояния уменьшаются, а к зиме края сближаются настолько, что образуется как бы одно темное кольцо. Зимой рыба не растет, а летом у нее на чешуе появляются новые концентрические окружности, которые к осени сливаются и дают новое темное кольцо. Количество темных колец на чешуе рыбы и будет соответствовать числу лет ее жизни.
Инстинкт и опыт.
Некоторые рыболовы приписывают рыбам исключительную сообразительность, рассказывая «охотничьи» истории о щуках и язях, открывающих крышки садков, о лещах, поднимающихся по лесе до поверхности воды, чтобы, убедившись в присутствии рыболова, исчезнуть в глубине, об «умных» сазанах, хвостом сбивающих насадку с крючка и только после этого лакомящихся ею; о «хитрых» окунях, отгоняющих своих менее сообразительных товарищей от крючка с насадкой, и т. п.
Конечно, большинство этих историй — плод воображения рассказывающих их, но есть примеры, как бы подтверждающие наличие «сообразительности» у рыб. Разве не кажутся умными длительные путешествия лососей, белорыбицы, угря в поисках благоприятных для нереста мест? Или наблюдаемая у колюшки, сома и некоторых других рыб защита потомства? Или способ добычи пищи, -применяемый тропической рыбой-брызгуном, которая, выпуская изо рта струю воды, сбивает с окружающих водоем деревьев насекомых и схватывает их при падении? Умным представляется и поведение рыб, явно остерегающихся толстых и грубых лес.
Академик И. П. Павлов считает, что рыбам, как и наземным животным, присущи два вида деятельности, как бы заменяющие разум: имеющая в своей основе индивидуальный опыт и инстинктивная, передаваемая из поколения в поколение. Эти два вида деятельности и объясняют поступки рыб, кажущиеся нам умными.
Нерестовые миграции, защита потомства, тот или иной способ добывания пищи являются действиями инстинктивными, выработавшимися у рыб в процессе приспособления к меняющимся условиям жизни. Подозрительное отношение рыб к незнакомым предметам или к знакомым, но ведущим себя необычно, объясняется инстинктивной осторожностью рыб, выработавшейся из-за необходимости постоянно опасаться врагов, а также личным опытом, приобретенным данной особью.
Роль навыков в поступках рыб наглядно иллюстрируется следующим примером. Аквариум с находящейся в нем щукой перегородили стеклом и в отгороженную часть пустили живую рыбку. Щука сразу же устремилась к рыбке, но, ударившись несколько раз о стекло, прекратила безуспешные попытки. Когда стекло вынули, щука, наученная «горьким» опытом, уже не возобновляла попыток схватить рыбку. Точно так же значительно осторожнее берет приманку рыба, побывавшая на крючке или схватившая несъедобную блесну. Поэтому в глухих водоемах, где рыба незнакома с человеком и удочкой, она менее осторожна, чем в водоемах, часто посещаемых рыболовами.
Для того чтобы рыба стала остерегаться грубой снасти, ей не обязательно побывать на крючке самой. Резкие броски одной испуганной, попавшей на крючок рыбы могут напугать и надолго насторожить всю стаю, вызвав подозрительное отношение к предлагаемой насадке.
Иногда рыбы используют опыт, приобретенный соседом. В этом отношении характерно поведение косяка лещей, окруженного неводом. Сначала, очутившись в тоне, лещи мечутся по всем направлениям; но стоит одному из них, воспользовавшись неровностью дна, проскользнуть под тетиву, как за ним немедленно устремляется вся стая.
Поскольку осторожность рыбы прямо связана с приобретенным ею опытом, то чем старше рыба, тем подозрительнее она относится ко всяким незнакомым предметам. У различных видов рыб осторожность развита неодинаково. К наиболее осторожным следует отнести сазана, леща, форель, язя, к наименее осторожным — окуня, налима, щуку.
Большую роль имеет стайный образ жизни. Стае легче спасаться от врагов, находить пищу и удобные для размножения места.
Таким образом, «сообразительность», «ум», «хитрость» рыб объясняются существованием врожденного инстинкта и приобретенного опыта. Инстинктивно рыба боится взмаха удилищем, сотрясения почвы, плеска в воде, она избегает толстой и грубой лесы, не замаскированного насадкой крючка и т. д. Значит, рыболов должен уметь маскировать свою снасть, быть осторожным и наблюдательным.